Израиль – государство еврейского народа

24.02.14

«В Эрец-Исраэль родился еврейский народ. Здесь сформировался его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создал национальные и общечеловеческие культурные ценности и завещал миру вечную Книгу Книг».(Декларация Независимости Государства Израиль, 14 мая 1948)

       

Израиль – государство еврейского народа

Смысл понятия «Еврейское государство» и его важность

Задолго до провозглашения Государства Израиль в 1948 году международное сообщество признавало Эрец-Исраэль родиной еврейского народа.
Но представители палестинской стороны раз за разом отказываются признать Израиль еврейским государством. И дело тут не только в терминологии, речь идет о центральном вопросе процесса установления мира. Отказ палестинцев признать Израиль как национальное государство еврейского народа остается «сердцевиной», сутью и главной причиной конфликта.

Даже во времена длительного галута (изгнание и рассеяние) евреи во всем мире оставались сплоченной нацией, народом и цивилизацией. За тысячи лет до возникновения так называемой «Вестфальской системы» (система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году – прим. переводчика) еврейский народ основал независимое государство в Эрец-Исраэль. Как с исторической точки зрения, так и в перспективе современного сионизма еврейское самосознание было сформировано на основе глубокого чувства принадлежности к еврейскому народу, объединенного общей судьбой, религией, землей, завещанной Б-гом Аврааму и его потомкам, культурой и языком.

Подлинный и устойчивый мир будет возможен только в том случае, если палестинцы признают Израиль родиной еврейского народа так же, как они признают палестинское государство родиной палестинского народа. Урегулирование конфликта возможно только на основе принципа: два государства для двух народов, живущих рядом в мире и безопасности.

Еврейское государство и свобода вероисповедания

Термин «еврейское государство» относится, в основном, к национальности. С момента своего возникновения, евреи представляли собой  нацию, народ и цивилизацию, скрепленные основными чертами национального самосознания, такими, как иудаизм и иврит. Для еврейского народа Израиль – то же самое, что Франция для французов, Ирландия для ирландцев, Япония для японцев.

У каждой нации есть право давать определение своему государству, исходя из собственных предпочтений. Так же, как Египет объявил себя Арабской Республикой, Греция – Греческой Республикой, Израиль определяет себя Еврейским Государством.

Израиль – демократическое государство, которое гарантирует всем своим гражданам свободу вероисповедания. В Декларации Независимости четко обозначено, что Государство Израиль  «обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий».

Демократический строй Израиля, существующее в нем разделение властей, свободная пресса и прочный аппарат защиты гражданских прав гарантируют реализацию этих идей Декларации Независимости. Поэтому признание Государства Израиль национальным государством еврейского народа никоим образом не угрожает свободе вероисповедания, гарантированной всем гражданам Израиля.

Право евреев на Эрец-Исраэль подтверждается их непрерывным присутствием на Земле Израиля в течение последних трех с половиной тысяч лет.

Археологические открытия и исторические документы подтверждают, что в течение последних трех с половиной тысяч лет сохранялось постоянное присутствие евреев на Земле Израиля. К моменту разрушения римлянами Второго Иерусалимского Храма, еврейская община в Эрец-Исраэль существовала уже более тысячи лет. Римляне изгнали лишь часть еврейского населения, и в течение следующих веков еврейская жизнь на этой земле непрерывно продолжалась.

Несмотря на усилившееся преследование евреев в разных странах, погромы и массовые убийства, главной движущей силой в стремлении к воссозданию Еврейского государства в Эрец-Исраэль была твердая вера в то, что только в собственном независимом государстве еврейский народ может обрести свободу и безопасность.

Желание  евреев получить  политическую  независимость  признавалось мировой  общественностью  задолго  до  возникновения современного сионизма в  конце XIX века. Например, в 1762 году Жан Жак Руссо писал: "… мы не поймем евреев до тех пор, пока у них нет своего государства, школ и университетов, где они смогут свободно говорить, не боясь опасности.  Только тогда сможем мы понять, что они хотят сказать".

Международное признание права еврейского народа на самоопределение

Право  еврейского народа на самоопределение получило международное признание в  XVIII и XIXвеках. Так, например, Наполеон  в своем письме  называл евреев "законными наследниками Палестины", а многочисленные  американские президенты, в том числе  Джон Адамс и Авраам Линкольн признавали связь между еврейским народом и его исторической родиной.

Декларация Бальфура и британский Мандат на Палестину

В 1917 году правительство Великобритании опубликовало Декларацию Бальфура, и в апреле 1920 года конференция в Сан-Ремо определила границы британского Мандата Лиги Наций в Палестине. Британия получила этот мандат для специально обозначенной цели – «создания национального дома для еврейского народа».

В августе 1920 года Декларация Бальфура стала частью мирного договора, подписанного в Севре между странами Антанты и Османской империей. 24 июля 1922 года Лига Наций, предшественница ООН, окончательно подтвердила британский мандат, придав таким образом формальное правовое признание и международную легитимность сионизму как национальному движению еврейского народа.

Лидеры Великобритании открыто заявляли, что мандат станет инструментом для создания Еврейского государства.

Ллойд Джордж, занимавший в то время пост премьер-министра Великобритании, подчеркивал, что целью полученного мандата является провозглашение еврейского государства: «Предполагалось, что рано или поздно придет время представительных институтов в Палестине, и если к  этому моменту  еврейский народ, движимый идеей национального очага, будет готов воспользоваться этой возможностью… тогда Палестина станет еврейским государством».

Подобных взглядов придерживались и другие британские лидеры, такие, как Уинстон Черчилль, который в феврале 1920 года отмечал, что «еврейское государство у берегов Иордана должно быть создано еще при нашей жизни».

Комиссия Пиля

В 1937 году британская королевская Комиссия по расследованию, возглавляемая лордом Уильямом Робертом Пилем (комиссия Пиля) опубликовала свой итоговый доклад, в котором говорилось: «Если становление Национального еврейского дома будет успешным, и достаточное число евреев прибудут в Палестину, то  со временем Национальный еврейский дом может быть преобразован в Еврейское государство».

Таким образом, комиссия Пиля рекомендовала раздел подмандатной Палестины на два государства: еврейское и арабское, объединенное с Трансиорданией. Комиссия утверждала, что такой «раздел позволит евреям в полном смысле считать эту часть Палестины своим национальным домом, ибо он преобразует ее в Еврейское государство».

Создание Еврейского государства

29 ноября 1947 года международное сообщество вновь признало необходимость создания еврейского государства - Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 181, рекомендуя раздел Британской подмандатной Палестины на еврейское и арабское государства.

Еврейское государство появилось на свет менее чем через шесть месяцев после принятия резолюции ООН о разделе Палестины. Двухтысячелетняя мечта о возрождении еврейского суверенного государства сбылась в тот исторический момент, когда первый премьер-министр Давид Бен-Гурион 14 мая 1948 года прочитал Декларацию независимости Израиля:

«Мы,  представители еврейского населения страны и сионистского движения, в день окончания британского мандата на Эрец-Исраэль, в силу нашего естественного и исторического права, а также на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН настоящим провозглашаем создание Еврейского государства в Эрец-Исраэль, которое впредь будет именоваться  Государство Израиль».

Надо заметить, что в Декларации Независимости просто было предусмотрено название новой страны: «Государство Израиль». В результате президент США Гарри Трумэн подготовил текст заявления о признании нового государства, где слова «еврейское государство» были зачеркнуты ручкой, когда ему сообщили, что новое государство будет называться Израиль.

Таким образом, понятие «еврейское государство» намного старше, чем его название.  Это не Израиль должен был стать Еврейским государством, а Еврейское государство было названо: Израиль.

Мирный процесс


Основной парадигмой соглашения Осло является то, что и Израиль, и палестинцы были готовы признать легитимность национальных прав и устремлений друг друга. В то время, как сионистское руководство уже сделало это в 1947 году, приняв «План раздела Палестины», предложенный ООН,  палестинский лидер «ответил  взаимностью» первый и единственный раз только тогда, когда подписал Декларацию о принципах 1993 года. Несмотря на это,  палестинское руководство, к сожалению, продолжает отказываться сделать необходимый шаг и признать Израиль как национальное государство еврейского народа .

Вопрос о признании национального характера Государства Израиль был на повестке дня в каждом раунде переговоров с палестинцами.

Для реализации идеи двух государств для двух народов международное сообщество должно настойчиво побуждать палестинцев признать еврейский характер Государства Израиль.

 

Оригинал статьи (англ.):  http://mfa.gov.il/MFA/ForeignPolicy/Issues/Pages/The-meaning-of-Israel-as-the-state-of-the-Jewish-people-20-Feb-2014.aspx

Авигдор Либерман, министр иностранных дел Израиля


Комментарии

знаете ли вы, что

"Дорога Либермана"

Официально новая магистраль, ставшая альтернативой проходящему по деревням «Фатахлэнда» Тоннельному шоссе, помечена на картах номером 398. Но между собой поселенцы называют ее не иначе, чем «дорогой Либермана». Ведь именно Либерман пробил в джунглях израильской бюрократии проект нового шоссе.

Подробнее »

Еще »

Подпишитесь на рассылку

Присоединяйтесь

1999
2001
2003
2006
2009
2015